Таинство Венчания

49_1Для чего необходимо венчаться? Священное Писание называет союз между мужем и женой таинством или некоторой тайной. (Еф.5:32) Человек был создан по образу Бога — Который есть Любовь, и смысл жизни человека состоит в том, чтобы жить в любви. В Раю, Адам и Ева имели такую любовь друг к другу, что буквально составляли одно целое из двух половинок. Грех вносит разделение, потеряв благодать и невинность перед Богом, люди лишились и той любви. Ощутив разделение, Адам и Ева увидели наготу друг друга (увидели различия) и устыдились (Быт.3:7). Любовь заменилась страстью. Потеряв связь с Богом -единым в Трех лицах, люди потеряли единство между собой. В христианском браке муж и жена должны, с помощью Божьей, научиться так любить (преодолевать эгоизм и самолюбие), чтобы снова стать одним целым.

В чем состоит смысл венчания и чем оно отличается от регистрации в ЗАГСе? В ЗАГСе молодые регистрируют создание семьи по гражданским законам и вступают в юридические права супружества. Через венчание в мире появляется частичка Царства Небесного на земле — малая Церковь. Муж и жена принимают на себя новые обязательства. Муж становится главою жены, как Христос глава Церкви (Еф.5.23). Быть главой не только почетно, но и ответственно. Как капитан на корабле муж отвечает перед Богом за то, чтобы его корабль не сел на мель и не разбился об скалы, а приплыл в тихую гавань — Царство Небесное. Иными словами он воспринимает всю полноту ответственности на свои плечи. Жена берет на себя не менее тяжелое послушание — быть помощницей своему мужу. Не у всякой главы можно быть помощницей и не каждая захочет слушаться. Но супруги — христиане добровольно берут на себя эти обязанности, учась, в первую очередь, слушаться Бога. Брак — это институт, в который поступают для того, чтобы научиться любить по закону Бога.

Последование Таинства

Обручение

Жених и невеста становятся в начале храма. Жених с правой стороны, а невеста по левую. Священник вручает новобрачным зажженные свечи, называемые венчальными.

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле и надевает их на пальцы обручающихся.

Кольцо имеет древний и важный смысл. Кольцо это символ власти. В древности господин, среди прочих, имел одно важное кольцо, оно называлось — печатка. Это была его личная печать, подобно печати директора завода или банка. Так вот, каждому из молодых одевается на руку кольцо в знак вступления ими во владение. Муж — глава семьи, обладающий полнотой власти, жена — помощница, ей отдается все управление домом. Но во время обручения священник меняет кольца жениха и невесты. Это символизирует то, что отныне у них ничего нет своего, теперь все у них общее.

Брачные обеты:

После обручения при пении псалма «Блаженны все боящиеся Господа…» жених и невеста с зажженными свечами идут на середину храма и становятся на полотенце пред Евангелием и крестом. Белое полотенце — символ чистоты намерений. Крест — знак того, что молодожены берут в своей жизни новый крест (брачная жизнь). Евангелие — символ тех принципов и законов, на которых будет строиться жизнь семьи. Здесь молодым предстоит дать клятвы верности. Священник спрашивает, свободно ли (без принуждения) их желание стать законными супругами. Жених и невеста подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и осознанность своих намерений.

Венчание

Главный момент венчания начинается с призывания имени Святой Троицы. Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа… произносит священник. В последующих молитвах испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские пары Ветхого и Нового Заветов. Произносится и особое прошение о родителях, чьи молитвы «утверждают основания домов» детей.

Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: » Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При этом священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, иногда их держат свидетели.

При возгласе «Господи Боже наш, славою и честию венчай их», священник от лица Бога трижды благословляет молодых, как печатью утверждая Таинство брака. Отныне они уже муж и жена.

Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5,24-25). Затем читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской.

После молитвы «Отче наш», новобрачные испивают общую чашу.

Общая чаша — это чаша с красным вином, которую благословляет священник. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе. Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6).

Сняв венцы, священник, согласно обычаю, подводит новобрачных к царским вратам, дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте -образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием. В завершении молодым поется многолетие.

Недоуменные вопросы нашего времени

— Так ли уж важна регистрация?! Если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей, раньше ведь не было ЗАГСов?

ЗАГСов не было, однако регистрация была. Просто она проходила в церкви, и свидетельство о венчании имело точно такую же силу, как и свидетельство о браке. Такой вопрос часто возникает у вдовцов, которые уже имеют взрослых детей и боятся, что регистрация затронет их имущественные права. В таком случае можно посоветовать заранее юридически оформить наследство, которое имелось до венчания. А дальше показать своим детям пример веры и любви в честном перед Богом и людьми зарегистрированном браке.

Сожительство скверно еще тем, что подает отрицательный пример окружающим людям. «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лук.17:1) И грех сожителей многократно умножается от идущего через них соблазна для других.

— Что делать, если в современных условию сожительство выгодно материально, так как женщина получает пособие, как мать-одиночка?

Честным путем идти всегда труднее и не только финансово. Обманывая государство сейчас мы лишаемся его защиты в случае необходимости доказать свои юридические права. Во всех остальных случаях, так называемый «гражданский брак», есть простое не желание нести ответственности друг за друга или не понимание смысла веры и того идеала любви, который можно обрести только в христианском браке. Порой родители сами толкают детей на это: «Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь».

Горе родителям, которые толкают своих детей на грех. Здесь уже речь идет именно о том случае, когда вина родителей ложится на их детей. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а. в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, используя друг друга, как какую-нибудь вещь. Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для предохранения от беременности используются гормональные или другие контрацептивы, которые имеют и частичный абортивный эффект. Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям «пожить — посмотреть – присмотреться». На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы.

Канонические правила Церкви говорят: «Блуд не есть брак и не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя то да примут епитимию за блуд, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет». А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет

Сейчас грех становится нормой и люди пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленного информационного растления в общегосударственном масштабе. Сегодня от согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди.

— Что делать, если брак был создан без учета понимания смысла и правил, по каким-либо вынужденным причинам, без любви или она потеряна, может быть начать с начала?

В жизни каждого бывают искушения, но для верующего человека искушение — это испытание. Если вы потеряли любовь, это означает только то, что вы ее и не имели,приняли за любовь обусловленный действием гормонов эмоциональный и физиологический подъем, который по другому называют влюбленностью. Не нужно отчаиваться. Не Бог посылает судьбу человеку, а мы сами выбираем ее себе. Если наша судьба нам не нравится, нужно понять, что в этом наша вина, а не Бога. Поторопившись принять решение, без Божьего благословения мы можем снова совершить ту же самую ошибку. А если начать

дело по Божьему, то есть исправлять сначала не ближнего, а себя, тогда есть вероятность,что мы наконец, с Божьей помощью обретем ту любовь, которой так долго искало наше сердце. Вот ее признаки «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает»… (1Kop.13;4-8)

диакон Алексий Шестаков