Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские

Сегодня Русская Православная Церковь отмечает память преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. 

Блаженный Спиридон был родом из простой крестьянской семьи. Не обученный грамоте, он владел языком веры, а богатством ему служили добродетели и дела, угодные Богу. Со страхом Божиим и желанием совершенства в сердце своем он поступил в Киево-Печерскую лавру в 1139 году и предался самому суровому подвижничеству. Уже достигнув почтенного возраста, он усердно принялся за учебу и выучил наизусть всю Псалтирь, так что каждый день пел наизусть все псалмы.

Видя благочестие, доброту и трудолюбие Спиридона, настоятель Пимен доверил ему святое и богоугодное дело – приготовление просфор для совершения Евхаристии. Рубя дрова или меся тесто, Спиридон сосредотачивался единственно на мыслях о Господе, в чем ему помогало непрестанное чтение псалмов. Так, приготавливая хлебы для святого возношения, он сам приносил Богу угодную Ему жертву хваления.

Однажды, когда он растапливал печь, пламя неожиданно взметнулось и пол загорелся. Тогда святой закрыл устье печи своей мантией, потом связал вместе рукава подрясника, бросился к колодцу и зачерпнул им воды, а затем призвал на помощь братию. Прибежав на его крик, монахи с изумлением обнаружили, что закрывавшая печное устье мантия осталась невредимой, а вода из подрясника не вылилась, так что пожар был без труда потушен. Тогда все воздали хвалу Господу, который столь чудесным образом пришел на помощь Своему верному служителю.

Близким сподвижником Спиридона был монах Никодим. Он с усердием подражал ему как в послушании, так и в духовных трудах. Они вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет. Их драгоценные мощи покоятся в Ближних пещерах.

Одно из многочисленных чудес, проистекающих от мощей преп. Спиридона, произошло в XX веке.

Во время Отечественной войны немцы заняли Киев, то немецкий комендант города пожелал посетить всемирно известные Пещеры Киево-Печерской лавры. Для этого нашли экскурсовода — монаха, бывшего насельника этой обители. Осмотр начался с Ближних Пещер. В то время мощи в раках почивали открыто, не под стеклами. Монах-экскурсовод шел впереди с зажженной свечой, за ним немцы с электрическими фонариками. Комендант шел с наганом в руке. Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант взял свой пистолет за дуло, а рукояткой с силой ударил по руке преподобного Спиридона. Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трех засохших потоков ее заметны и сейчас на руке преподобного). Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита.

На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что Киево-Печерская Лавра открывается, и желающие могут поселяться в ней. Подобные объявления появились во всем городе на столбах и заборах.