Уроки чтения Священного Писания продолжаются

Уроки чтения Священного Писания в соборе Александра Невского продолжаются. Такие чтения, ставшие доброй традицией, проходят по субботам в нижнем крестильном храме собора, и как всегда увлекают в мир Богопознания.

Уроки чтения Священного Писания в соборе Александра Невского продолжаются«Книгу Бытие мы с вами прошли. По логике, казалось бы, необходимо преступить к следующей книге – Исход. Но, с вашего позволения, хочу сегодня предложить для чтения книгу Иова», — начинает путешествие священник Иоанн Малов.

Поскольку на прошлом занятии мы с вами рассматривали патриархальные времена, заденем обязательно эту книгу. Подобно патриархам, Иов объединяет в своем лице права главы семьи с обязанностями священника – сам приносит жертвы. Согласно толковой Библии профессора А.П. Лопухина, Иов жил в земле Уц, которая возможно находилась в пределах Месопотамии.

Книга Иова описывает историю бедствий человека, жизнь которого послужила поводом к решению вопроса о причинах страданий праведника. Иов выступает со всеми признаками исторического лица: указываются его происхождение, время и место жизни, ее продолжительность, дана характеристика семейной жизни страдальца, общественного положения и многое другое. Об Иове в других местах Библии упоминается наравне с несомненно историческими лицами – Ноем и Даниилом – не допускается никакого сомнения в историческом характере его личности.

Книга Иова состоит из пяти частей: пролог; разговоры Иова с друзьями; речи Елиуя; речи Господа; эпилог. Из них пролог содержит, как и во всяком рассказе, завязку действия – разговор, скорее даже спор, Иова с друзьями. Спор этот не привел к разрешению вопроса о причинах его страданий, так как спорящие остались при своих взглядах, он близится к концу, благодаря речам младшего друга Елиуя: они вызвали вмешательство Господа, сопровождающееся развязкою действия в эпилоге.

В начале книги описывается жизни Иова, а также приводится общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию. Религиозно-нравственная жизнь главного лица книги называется непорочной. Преданный всем сердцем Богу и добру, Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью», – его мысли соответствовали делам.

Интересно повествование о семье Иова. «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день… Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их и одного тельца за грех о душах их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни». Дети проводили свои дни в пирах, а Иов молился о них. Он переживал за своих детей, беспокоился даже о помышлениях, чтобы не было худых помышлений на Бога в сердцах их.

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».

По внушению Святого Духа, автор книги описывает разговор Бога и ходившего по земле злого духа. Задается теперь естественный вопрос: обратил ли он внимание на исключительное благочестие Иова. Ответ сатаны, представлет клевету на Иова, в то же время бросает тень и на Божественное Правосудие: Господь награждает заведомо неискреннего человека. Для того, чтобы правда восторжествовала все достояние праведника отдается в руки злого духа.

В короткое время постигают Иова бедствия. Дети праведника погибают во время пиршественного собрания в доме его старшего сына. Не успевает Иов прийти в себя от вести об одном несчастье, как ему доносят о другом. Великий скот Иова попаляется «огнем Божиим». Терпеливо перенеся гибель имущества, Иов не мог удержаться, чтобы не выразить глубокого волнения при известии о смерти детей. Но она не только не переходит в отчаяние и ропот, но соединяется с глубокою покорностью воле Божией в словах: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял».

Представить себя в этой ситуации страшно. Скажет ли кто-нибудь из нас в такой ситуации из глубины души: Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно. Человек благословляет Бога за то, что Он все отнял все, все что было. Есть чему подивиться.

Но сатана не успокоился. «Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?» Проявленное Иовом терпение нельзя назвать бескорыстным, говорит диавол, а потому и нет оснований восхвалять его. Зная, что хула грозит смертью, Иов при помощи терпения сохранил себе жизнь, – величайшее для человека благо. Он лишился по сравнению с нею малого, – имущества и детей; с расчетом, терпеливо уступил, отдал это, но за то в обмен себе взял большее – жизнь. И только отнятие этой последней может вызвать с его стороны проклятие.

«И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Иов был поражен проказою – весь с головы до ног покрылся язвами. Пораженный нечистою и, может быть, заразительною болезнью, Иов должен был удалиться «за пределы селения».

«И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей!» В греческом переводе (семидесяти толковников) описывается печаль жены. «Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово к Богу и умри».

Ее можно понять. Не стало кормильца, у матери не стало десяти ее детей! Ей пришлось скитаться и служить. Но сочувствия к праведнику она не испытывает. Приходит и жалуется, каково стало ей. Когда, передав печальное событие, жена излагает постыдный совет: «скажи некое слово к Богу и умри». Указываемый женою исход – единственно возможный для Иова: сколько бы он ни благословлял Бога, все равно умрет; благочестие бесполезно.

Возмущенный этими словами, Иов, исполнившись гнева, обратился к жене, как к врагу, и с горечью взглянул на нее: «Ты говоришь, как одна из безумных». Бог устраивает наши дела по Своей воле и дает полезное рабам своим. Не испытывай напрасно суда Божия. Праведник стоит на своем, несмотря на то, что его постигла еще одна беда – болезнь. «Во всем этом не согрешил Иов устами своими».

Дальше большая часть книги состоит из спора Иова и его друзей: Елифаза, Вилдада и Софара. Пришли они для того, чтобы вместе сетовать и утешать его. В пораженном проказою, больном, всеми покинутом и сидящем на пепле Иове трудно было, особенно издали, узнать прежнего здорового, окруженного многочисленным семейством и богатого человека.

Трижды каждый из них начинает свою речь. Речи их очень длинны, витиеваты и очень цветасты. Современному человеку трудно читать такие тексты. Каждый из трех трижды начинает свой монолог, и каждому из них отвечает Иов. После всех заводит речь четвертый – Елиуй. Но утешения их были, как бы мы сейчас сказали: толи еще будет. Смысл их утешений сводится к одному посылу: не мог Бог тебя просто так тебя наказать. Значит, было за что. Друзья приводят множество примеров из жизни в подтверждение мысли о том, что зло всегда наказывается Богом. На все советы и предложения вспомнить о своих грехах Иов отвечает, что не помнит за собой греха, за который может быть так наказан. Иов выражает свое смирение перед Богом.

Когда высказался последний, Господь отвечает Иову из бури. Бог разгневался на четверых друзей Иова, которые обличали умирающего праведника, что даже хотел уничтожить их. Иов был, безусловно, прав, защищая свою невинность. Друзья  же были неправы вдвойне: они без всяких оснований обвинили его в предполагаемых грехах и на предположении основывали факт – мысль о Божественном Правосудии. Как заведомо неискренние по отношению к Иову, они своими речами навлекают на себя божественный гнев. И только Иов, выступая Иова в роли священника, ходатайствует за своих друзей пред Богом. Это служит его оправданием, доказывает невинность страдальца.

Заканчивается книга тем, что Иов исцеляется от болезни, освобождается от того, что служило в глазах людей доказательством его греховности. Как прежде болезнь, признак предполагаемой греховности, оттолкнула от Иова всех, начиная с жены, так теперь выздоровление, очевидное доказательство правоты, привлекает к нему родственников и друзей. «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери… и умер Иов в старости, насыщенный днями».

Уроки чтения Священного Писания в соборе Александра Невского продолжаются