Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

18 и 19 марта в соборе Александра Невского прошли богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная Третья Неделя (т. е. воскресенье) Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на средину церкви и остается там всю неделю. Всю седмицу перед Крестом Господним ежедневно совершаются богослужения. Первые два воскресенья Великого поста имеют догматический характер — иконопочитание и паламитский догмат. Два последующих имеют характер аскетический — Церковь вспоминает Марию Египетскую и Иоанна Лествичника. Крестопоклонная неделя объединяет в себе оба направления — догматику и аскетику.

Аскетический смысл поста не нуждается в пояснении. Пост сам по себе есть «самая распространенная» аскетическая практика. Однако часто забывают, что Великий Пост первоначально — время катехизации, научения вере.

Катехизация — подготовка к Крещению, рождению во Христе, вступлению в Церковь. Но Крещение есть ничто иное, как сораспятие со Христом — совместная с Ним смерть и воскресение. Весь Великий пост символически повторяет этот путь.

Крест — это вершина и догмы, и аскезы. Распятие Сына Божьего, как говорит апостол Павел — соблазн для иудеев, безумие для эллинов. Смерть Бога на Кресте — всё в христианстве. «Нести крест свой» — предельная заповедь, оставленная нам Спасителем.

Всё это напоминает нам Церковь в Неделю Крестопоклонную — напоминает о самом главном. Церковь говорит о Кресте, но не о страданиях Христа на нем, а о победе и радости. Многое в богослужении Крестопоклонной недели взято из пасхального богослужения. В середине Великого Поста, не лишним будет напомнить, что христианство — религия радости, веселья, ликования, победы. Мы спасены, ад побежден, смерть преодолена.

https://vk.com/album-130528677_290882868