Слово настоятеля в неделю 22-ю по Пятидесятнице

В неделю (воскресный день) 22-ю по Пятидесятнице Православная Церковь вспоминает святых третьего века бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии.

По окончании богослужения настоятель собора, протоиерей Димитрий Леонтьев обратился к прихожанам со словом проповеди.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали потрясающее всё наше существо евангельское повествование о том, как Господь исцелил бесноватого в гадаринской земле (Лк, 8:26-39). Давайте внимательно вспомним этот текст и увидим что-то поучительное для нас с нами. Во-первых, надо принять во внимание, что повествование написал евангелист Лука, а он был врачом, поэтому детально описывает события с бесноватым. Следующее: как получилось, что бедный несчастный человек оказался одержим не одним, а целым легионом бесов — мы не знаем. Наверное, греховный образ жизни привел его к тому, что настолько он одержим, что собой не владеет: одежду с себя снимает, и как говорит текст, связывали его железными цепями, он их разрывал. И был этим легионом ведом в пустыню, где пребывал неопределенное время.

Какой несчастный этот человек. И обратите внимание, надежды на спасение у него нет. Он не может спасти себя. В этом отношении его состояние абсолютно плачевное, горькое. Как говорит евангелист Лука, этим легионом был он одержим долгое время и, конечно, это повлияло на его тело, потому что когда он обратился ко Христу, голос его был низким и громким — сильно изменился. Что он ел, что он пил, как его телесное естество пребывало в таком состоянии столь долгое время, для нас удивительно и непостижимо. Он собой не владел, поэтому говорю, что этот человек абсолютно несчастен. И вот Господь спрашивает у него имя. А тот отвечает, что легион, много бесов в нем. А если много бесов, значит, много воль. Эти воли множества бесплотных существ разрывают его. У нас с вами одна воля — человеческая, и мы собой управляем. А он собой совершенно не управлял. Сейчас таких людей кладут в психиатрические больницы, но излечить их невозможно .

Это для нас с вами поучительно, потому что всякие пороки — нарушение второй заповеди. И мы на основании этого повествования видим, что скорее всего, этот человек вёл греховный образ жизни, иначе бы он не пришел в такое состояние. В нашей с вами христианской традиции есть практика аскетических элементов. Прежде всего, это наблюдение за нашим умом. Если мы им не управляем, он скачет с объекта на объект. Обратите внимание, что вы не можете думать последовательно об одном и том же на протяжении длительного времени. Хотя бы даже минуту. Это есть большая беда, потому что для того, чтобы вознести свой ум горе (вверх), к Богу, нужно не рассеивать свой ум. В этом отношении хороша Иисусова молитва, потому что здесь нет множества объектов, о которых мы можем думать.

На основании отрывка мы видим конечный итог бедственного состояния и ума, и души, и тела этого человека. За него даже говорят бесы. Это большая боль и беда. Конечно, повествование нас пугает. Но мы знаем, что на другом полюсе находится состояние людей святых, у которых благодать Святого Духа просветила и их ум, и разум, их чувства, душу, сердце и освятила даже тело. Вот вам полюсы: совершенное расстройство состояния душевного, духовного и телесного и на другом полюсе всё едино: есть сам человек, его воля, которую благодать Святого Духа не блокирует, а освящает.